Здоровая конкуренция необходима для развития любого вида спорта, поскольку именно в ней формируются игроки, обладающие не только отличными навыками игры, но и победным духом, который способен помогать в самых сложных ситуациях. Не секрет, что на мировых форумах все призовые места уже давно забронированы китайскими игроками. Недавний Открытый Чемпионат Китая лишь в очередной раз подтвердил данный тезис – шансы у игроков других стран есть только в том случае, если китайцы на турнире не играют. Бывают редкие исключения, лишь подтверждающие правила (отличная игра Юя Ошимы, который одолел в красивой манере многих сильных соперников, но все же уступил Ма Луну – тому пример).
Директор ITTF по маркетингу Стив Дейнтон в курсе проблемы, однако не считает, что виноват именно Китай. «Не важно, какая страна занимают доминирующие позиции – подобное возвышение в плане игры над остальными в любом случае вредит развитию спорта и тормозит рост его международной популярности». Однако у Стива есть ответ на вопрос, почему именно китайцы занимают сейчас такие позиции: «Китай – единственная страна в мире, где настолько развита профессиональная культура игры в настольный теннис, где спортивная среда располагает к прогрессу новых игроков. Истинные чемпионы могут пройти свое становление только в подобных, давно и четко выстроенных системах», отмечает Дейнтон.
Поэтому, по его словам, даже громадная совокупность мер по развитию настольного тенниса в мире, проводимая ITTF – зарубежные тренировки, спортивные и тренировочные лагеря, создание международных дуэтов для выступления в парных разрядах – все это имеет лишь ограниченный эффект. Без основополагающей системы, которая лежала бы у самых истоков развития конкретного вида спорта, серьезный прогресс невозможен. В разных странах популярны разные соревнования – и Китай сделал ставку на настольный теннис. В Испании, к примеру, все сходят с ума по футболу и существует множество возможностей для игры на высоком уровне с ранних лет. В Китае же сделали свой выбор.
Однако и это еще не все, считает Стив. Популяризация спорта происходит при помощи грамотно разработанных маркетинговых стратегий, которые включают в себя и привлечение спонсоров, и социальную рекламу, и международные выставки, и работу с владельцами прав на ТВ-трансляции. По словам Дейнтона, помимо Китая, только Германия, Сингапур и пара других стран имеют более-менее четко выстроенную маркетинговую стратегию, однако и у них есть еще масса возможностей для улучшения.
Именно в этом и должна заключаться главная работа ITTF в ближайшее время. Работа с федерациями настольного тенниса как с бизнес-организациями позволит культивировать любовь к настольному теннису с детства, популяризовать данный спорт на уровне всей страны, а с привлечением новых игроков развивать их и выводить на новый уровень. Только так можно добавить на карту мира страны, которые могли бы составить конкуренцию китайским игрокам. Ну а просто обвинять Китай во всех смертных грехах – бессмысленно, ведь они долго и сознательно шли к текущему статусу-кво.